Научная работа Потапенко Марины

СОЗДАТЕЛЬ ПРОЕКТА Потапенко Марина ученица Булаевской Средней Школы №3, занявшая призовое место среди научных проектов Северо-Казахстанской области. Картинка
Картинка

Помещение как экосистема.


Совместно живущие организмы различных видов обмениваются веществом и энергией между собой и окружающей их средой. Эта сеть вещественно-энергетических взаимосвязей объединяет живые организмы и эокружающую их среду в сложные экологические системы. Каждая экосистема включает в себя три основных компонента: растения - производители органических веществ (продуценты), животные - потребители живого органического вещества (консументы), микроорганизмы - разрушители органических остатков (редуценты). Примерами экологических систем может служить пруд, листопадный лес, луг и т.д. Процессы, происходящие в них, достаточно изучены и отражены в литературе. В настоящее время развивается социальная экология, изучающая взаимосвязи человеческого общества и природы. Понятие "окружающая среда" включает в себя все многообразие живой и неживой природы. Сюда нужно отнести и сооружения, воздвигнутые человеком. Это - прежде всего жилые и служебные помещения, в которых человек проводит большую часть своей жизни. Образно говоря, экология - это наука о том, как жить в собственном доме. Помещение как экосистема имеет общие признаки с природными экосистемами: (приложение 1) 1) Имеются продуценты: комнатные растения и растения в аквариуме (в школе 2 аквариума). Комнатные растения играют важную роль: увлажнение воздуха, обогащение его кислородом. Роль зеленых растений как основы существования жизни на Земле известна. Но еще в глубокой древности человек заметил и оценил способность растений чутко реагировать на изменения состояния окружающей среды. По реакции растений предсказывали погоду и урожай, определяли плодородие почв, а позже находили залежи полезных ископаемых. Как оказалось, многие растения очень тонко реагируют и на загрязнение атмосферного воздуха. Комнатные растения играют: а) эстетическую роль б) выращивают лекарственные растения, например: алоэ, золотой ус, каланхоэ и др. в) растения улучшают микроклимат помещения, очищают воздух, выделяя фитонциды. На примере комнатных растений можно рассмотреть такую особенность экосистемы, как взаимоотношение растений и животных. На некоторых комнатных растениях появилось насекомое - щитовка. В естественных условиях у нее есть враг - божья коровка. В помещении приходится применять яды, что ухудшает экологию помещения. 2) Консументы: человек и животные. Среди них приглашенные человеком (кошки, собаки, птицы, рыбки) и "незваные гости" (крысы, мыши, блохи, тараканы). Появление мышей, блох наносит вред, но и не только. Это еще и ухудшает экологию помещений, так как приходится применять яды, инсектициды. 3) Редуценты: бактерии, плесневые грибы, клещи, моль), исследовано число бактерий в воздухе кабинетов. Установлено, что их источником являются учащиеся. По результатам опыта видно, что число бактерий возрастает после уроков. В жилых помещениях редуценты играют большую роль. Например, сапротрофные клещи. Они питаются отмершими частичками кожи, волос, отшелушившимися частичками ногтей. В школе портят коллекции насекомых, чучела птиц. Если в помещении не проводить влажную уборку, то сгустки пыли могут содержать значительные количества этих мелких животных, которые, попадая в дыхательные пути человека, вызывают неприятные ощущения и могут стать причиной аллергии. В квартирах вред может приносить моль. Личинки моли, питающиеся частичками шерстяной одежды, утилизируют их до углекислого газа, воды и неорганических веществ. Экосистема помещения имеет свои особенности: 1) это открытая система и требует постоянного притока энергии (солнечной, электрической, тепловой, пищевой) 2) экосистема помещения требует удаления отходов а) канализационных б) пищевых отходов в) поддающихся переработке (стекло, бумага, металл) г) неподдающихся переработке отходов (пластмассы, моющие средства). Рассмотрим особенности пищевых ресурсов человека. Для всех животных пищевые ресурсы - основа экологической емкости среды. Человек не исключение, но он гораздо успешнее, чем любой другой вид, умеет увеличивать для себя запасы пищи. Производство пищи - принципиальное экологическое отличие человека от всех биологических видов, одно из главных проявлений его социальных особенностей. Люди создали мощную отрасль промышленности, которая призвана сохранять продукты питания, перерабатывать и значительно видоизменять все то, что человек вырастил сам или взял у природы, а именно консервировать, рафинировать, сушить, разрыхлять, смешивать и т.д. Такая пища становится практически не пригодной к употреблению. Проблема защиты продуктов питания от повреждения микробами в последнее время стоит особенно остро из-за огромных потерь пищевых ресурсов, а также заболеваний человека, вызываемых микроорганизмами, присутствующими в пищевых продуктах.
Hosted by uCoz

Источники загрязнения помещения школы .

По литературным данным научных исследований концентрация загрязняющих веществ в помещениях в 2-5 раз выше, чем на улицах города. Какие же источники загрязняют наши жилища? Проведено исследование источников загрязнения помещения школы. (Приложение 3) Это: 1) вещества с рабочей одежды. Опыты с посевом бактерий показали, что число бактерий возрастает в классах после занятий. 2) антропоксины - вещества, выделяющиеся в результате жизнедеятельности организма человека. В нашей школе, рассчитанной по проекту на 320 мест, обучается 500 учащихся. В учебных кабинетах в среднем проводится по 10 уроков в 2 смены, с небольшим промежутком времени между сменами. 3) Вещества, образующиеся при использовании СМС (синтетических моющих средств) при уборке помещений 4) Наружный воздух также может быть источником загрязнения помещения. В данном случае наша школа находится в относительно благоприятных условиях: нет промышленных предприятий, крупных автомобильных дорог, имеется березовая роща. Неблагоприятные условия: загрязнение воздуха от сжигания твердого топлива в котельной школы, расположенной в отдельном помещении, а также в близлежащих домах. Источником загрязнения являются также хранение угля и золы на территории хоздвора. Уменьшению влияния способствуют зеленые насаждения и цветники. 5) Вещества, поступающие при приготовлении пищи в столовой школы. 6) Соединения, выделяющиеся из отделочных и строительных конструкций. Все помещения отделаны различными материалами. Например, покрытие пола может быть самым разным: деревянные покрашенные плиты, паркет, древесностружечная плита (ДСП), древесноволокнистая плита (ДВП), мрамор, кафель, линолеум, ковровое покрытие и др. Но лучше всего экологически чистые натуральные материалы (дерево, мрамор). В школе кафель и линолеум. Стены наших домов - чаще всего бетонные или кирпичные - внутри помещения могут быть покрыты бумажными обоями, краской разного типа и т.д. Наиболее безопасны бумажные обои. Для отделки потолка целесообразно использовать побелку известью, которая обладает замечательным свойством: при несколько повышенной влажности воздуха известь забирает излишнюю воду, при высокой сухости воздуха при центральном отоплении отдает воду. В классах нашей школы именно такое безопасное сочетание: бумажные обои и побеленные известью потолки. В наших домах и служебных помещениях очень много различной мебели. Что же собой представляет "экологически чистая мебель"? Эта та мебель, которая выполнена из натуральных материалов, например, из дерева, но есть также и не "экологически чистая мебель", это та мебель, которая выполнена из ДСП, пропитанного химически опасным для здоровья человека наполнителями. Вот с этим в школе не все в порядке, мебель сделана из ДСП и фанеры. 7) Также наши помещения напичканы электроприборами. Создаваемое ими электромагнитное поле негативно воздействует на кровеносную, иммунную, эндокринную систему. У человека появляются головные боли, раздражение верхних дыхательных путей, расстройство желудочно-кишечного тракта, возникают злокачественные опухоли. От включённого телевизора надо сидеть минимум в двух метрах, от монитора компьютера - в полуметре, и уже конечно не стоит ложиться спать в одной комнате с микроволновой печкой. В школе, в кабинетах информатики, компьютеры заземлены, используют "евророзетки", что повышает экологическую безопасность. Нужно знать и о том, что провод обычного ночника у изголовья спящего человека несет такую же опасность, как и расположенная в нескольких десятках метров ЛЭП. Поэтому первое условие выключать домашние приборы не только переключателем, но и из сети. Все вышеизложенное говорит о необходимости поисков условий снижения вредного воздействия. Таким условием может быть использование комнатных растений.
Hosted by uCoz

Роль комнатных растений в сохранении здоровья учащихся .

Любой растительный организм в процессе своей жизнедеятельности вырабатывает вещества различной химической природы, в том числе и те, которые помогают в борьбе с болезнетворными микроорганизмами, способствуют выработке у растений иммунитета против различных заболеваний. К таким веществам относятся фитонциды - биологически активные вещества, убивающие или подавляющие рост и развитие не только различных микроорганизмов, но и паразитических червей, насекомых - переносчиков и возбудителей инфекционных заболеваний. Они выделяются как неповрежденными, так и механически разрушенными растительными тканями. По своей химической природе фитонциды чрезвычайно разнообразны: гликозиды, терпеноиды, другие вторичные метаболиты. Фитонциды - термин, предложенный Б.П. Токиным в 1934 году для обозначения класса летучих веществ, выделяемых растениями, обладающих антимикробными свойствами. Он заметил, что пищевые продукты, приготовленные на восточных базарах, порой в совершенно антисанитарных условиях, почему-то не вызывают вспышек инфекционных заболеваний. Б. Токин предположил, что обилие восточных пряностей каким-то образом предохраняет продукты от порчи, а людей - от заражения кишечными инфекциями. Он исследовал вещества, содержащиеся в пряностях, и обнаружил, что значительный антисептический эффект вызывают именно летучие компоненты. Эти "летучие яды растений" он предложил назвать фитонцидами. Характерными представителями фитонцидов являются эфирные масла, извлекаемые из растительного сырья промышленными методами, - но также и другие летучие компоненты растений, которые практически невозможно собрать в заметных количествах. Эти фитонциды обычно называют "наивными антимикробными веществами растений". Расцвет в области изучения фитонцидов приходится на 1950-1980 гг. В эти годы в СССР были проведены обширные исследования антивирусного, противобактериального, иммунтропного и др. эффектов веществ, выделенных из растений при помощи экстракции и др. методов. Фитонциды растений были обнаружены в 1928-1930 гг. Одними из первых исследователей фитонцидов были Б.П. Токин, А.Г. Филатов и А.Е. Тебякина. Эти исследователи доказали, что некоторые вещества, содержащиеся в пищевых растениях, обладают мощными фитонцидными свойствами по отношению к болезнетворным для человека бактериям. Фитонциды были обнаружены во всех растениях. Например, бактерицидные вещества, убивающие многие бактерии, обнаружены в чесноке, хрене, алоэ, некоторых водорослях. Фитонциды около 50 видов растений способны убивать одноклеточные организмы. Фитонциды разных растений имеют различный химический состав. Одни растения вырабатывают летучие фитонциды, другие - нелетучие. Фитонциды одних растений обладают бактерицидными свойствами, т.е. могут убивать бактерии, фитонциды других растений лишь задерживают рост и размножение микроорганизмов, но не убивают их. Фитонциды защищают и человека от многих заболеваний, улучшают его самочувствие и работоспособность. Активными продуцентами этих летучих веществ являются многие древесные и кустарниковые растения: сосна, ель, эвкалипт, черемуха обыкновенная, орех грецкий, абрикос, полынь, розмарин; травянистые растения - шалфей, анис, мята перечная и др. Из фитонцидов высших и низших растений в настоящее время получены многие антибиотики, обладающие различной антимикробной активностью: из чеснока - аллицин, из шалфея лекарственного - сальвин, из зверобоя - иманин, из чистотела - сагвинарин, из хлопчатника - госсипол и т.д. Фитонциды - один из многих факторов, влияющих на микрофлору воздуха. Воздух закрытых помещений насыщен микроорганизмами, в том числе и болезнетворными. Для оздоровления воздушной среды применяют комнатные цветочные растения, многие из которых обладают высокой фитонцидной активностью. Это различные виды рода бегония, герань, хлорофитум, колеус и др. Вот почему при подборе цветов для озеленения школьных помещений необходимо учитывать не только их декоративность, но и фитонцидные свойства. Как утверждают ученые, комнатные цветы и растения отлично выполняют роль психотерапевтов и экологов. В большинстве своем растения "подпитывают" нас. Не зря же в городах, где мало "зеленых друзей", люди чувствуют себя дискомфортно и рвутся "на природу". Врачи тоже настоятельно рекомендуют больше бывать за городом, гулять в лесу. Именно там легче всего избавиться от хандры. Наши предки интуитивно чувствовали, что комнатные растения и цветы нужны человеку для поддержания здоровья. Современные панельные дома из железобетона неэкологичны. Один из существенных их недостатков - низкая влажность воздуха в помещениях с центральным отоплением. Она составляет всего 20-30% - почти как в пустыне или полупустыне. В этом случае на помощь может прийти уникальное растение - циперус, филодендрон, монтера. К тому же эти растения украшают интерьер: у них крупные листья необычной формы, замечательная пестрая или однотонная окраска. Целая группа растений обладает фитонцидными свойствами. Воздух, обедненный фитонцидами, буквально кишит микробами. Фитонциды выделяют практически все растения. Дело в количестве, в концентрации. Это касается привычных и, казалось бы, чисто декоративных комнатных растений. Кактусы (это достаточно широко известно) выделяют летучие вещества, защищают от излучений телевизора и компьютера. В детской комнате лучше всего держать герань: она позитивно влияет на нервную систему ребенка. В душном помещении в недостатке кислорода и в мизерном числе его отрицательных ионов, которые совсем исчезают во время работы в комнате телевизора или компьютера. Некоторые комнатные растения способны выделять такие же ионы, делая воздух свежим и легким для дыхания.

Характеристика исследуемых растений .

Класс - двудольные подкласс - дилленииды (Dilleniidae) порядок - бегониевые А Б С Т Р А К Т В системе экологических знаний в настоящее время особое место приобретают прикладные аспекты экологии, в том числе связанные с формированием и развитием городской среды жизни человека. В этом направлении выбрана тема данной работы, так как человек, в том числе и школьник большую часть времени проводит в помещении. Цель работы - изучение особенностей экосистемы помещения, источников загрязнения, исследование роли комнатных растений в улучшении экологии школы. В ходе работы проведено изучение составляющих элементов экосистемы, помещения школы, рассмотрены возможные источники загрязнения помещения школы: наружный воздух, антропоксины, отделочные материалы, электромагнитные излучения, применяемые средства бытовой химии и др. Главным показателем экологического благополучия или неблагополучия является здоровье человека, поэтому, наблюдая за снижением пропусков занятий в период массовых простудных заболеваний и связывая это с резким ростом количества комнатных растений в школе, провели исследование влияния растений рода пеларгонии и бегоний на общее содержание бактерий в учебных кабинетах. Эти растения, как и многие другие, обладают фитонцидными свойствами. Для исследования были взяты 3 кабинета с одинаковыми условиями, где были заранее помещены по 20 примерно одинаковых растений пеларгонии (герань) и бегоний. Исследование проводилось с помощью СЭС седиментационным методом по определению общего числа бактерий в 1 куб. м. воздуха до и после занятий. После посева на мясопептонный ангар чашки Петри выдерживали в течение 24 часов при 37С и сделали вывод о высокой фитонцидности данных растений, особенно бегоний. В результате исследования подготовлены практические рекомендации по улучшению экологии помещения школы, обоснованному подбору растений для озеленения учебных кабинетов. Может быть использована в воспитательной работе с учащимися, так как рассматриваются привычные для учащихся явления окружающей среды с позиции человека, заинтересованного в сохранении ее качества. (Begoniales) семейство - бегониевые (Begoniaceae) род - бегония (Begonia). В роде бегоний описано около 1000 видов, входящих в состав растительных сообществ тропиков. Большое богатство наблюдается в тропической зоне Южной Америки - здесь они предпочитают тенистые влажные леса, селятся в долинах гор и на горных склонах; отдельные виды доходят на севере до Мексики. Облик бегонии крайне разнообразен. Встречаются многолетние травы высотой иногда всего 3-4 см с ползучими или клубневидно утолщенными корневищами, кустарники с одревесневающим прямостоячим стеблем, формы, вовсе лишенные стебля, у которых листья отходят прямо от скрытого под землей клубня, вьющиеся по земле растения. Листья бегонии поражают богатством формы и окраской. Их большие прилистники длиной иногда до 80 см. Есть бегонии с совершенно круглыми, сердцевидными при основании листьями, но у большинства центральная жилка делит лист на две неравные части. Асимметрия листьев бегонии не случайна. Расположенные в мозаичном порядке, они не затеняют друг друга, максимально используя скудный свет, проникающий сквозь густую крону деревьев тропического леса. Края листьев могут быть не только цельными, но и зубчатыми, глубоко рассеченными. Разнообразна окраска листьев. Зеленые листья разных оттенков нередко имеют нижнюю поверхность красного, темно-фиолетового, коричневого цвета. Листья многих бегоний покрыты причудливыми узорами серебристо-белых, красных и желтых пятен - больших и мелких, округлых и расплывчатых, похожих на мазки и брызги, беспорядочно разбросанных и расположенных рядами вдоль жилок. Экзотический наряд листьев бегоний дополняется их ярким опущением. Благодаря красным, зеленым, коричневым, белым волоскам листья кажутся бархатистыми или тронутыми морозным инеем. Длинные волоски, собранные в пучки, могут располагаться не только на листьях, но и на черешках и на стеблях растения. Некоторые бегонии густо опущены волосками необычной вильчатой или звездчатой формы. Иногда волоски располагаются на цветках, скрывая истинную окраску околоцветника. Обычно зигоморфные однополые и однодомные цветки бегониевых собраны в верхоцветные пазушные соцветия. Околоцветник состоит из 2-5 и лишь у некоторых видов в женских цветках из 6-8 листочков; большее число листочков наблюдается только в культуре. Цветки бегоний столь же разнообразно окрашены, как и их листья. Огненно-красные и снежно-белые, розовые, зеленоватые. Мужские цветки распускаются в соцветии раньше женских. В цветках много тычинок, и расположены они в несколько кругов. Отцветают мужские цветки в соцветии - раскрываются женские. Нижняя завязь образована у многих видов 3, у некоторых 2-5 сросшимися плодолистиками и снаружи выглядит крылатой. Гинецей из 3, столбики свободные, обычно глубокодвураздельные; ткань рыльца представляет собой спирально закрученную ленту. В гнездах завязи - многочисленные семя зачатки; они развиваются в очень мелкие семена; у многих видов 75 000 семян имеют массу всего 1 г! Яркая окраска околоцветника, свойственный некоторым видам приятный запах и зигоморфизм цветка обеспечивают опыление насекомыми. И многие маленькие насекомые, пчелы, шмели, бабочки, охотно посещают цветки бегоний. Раздельнополость цветков благоприятствует перекрестному опылению, а опадание мужских цветков в соцветии до раскрывания женских практически исключает опыление растения собственной пыльцой. После созревания семян плод бегоний - крыловидная коробочка - растрескивается продольно, но не отрывается от растения: крылья способствуют раскачиванию ее на ветру и тем самым рассеиванию семян. Мелкие, почти пылевидные семена переносятся на небольшие расстояния ветром и потоками ливневых дождей. Шероховатая верхняя поверхность плодов способствует их прилипанию к клювам птиц, их ногам, когтям. Среди бегоний встречаются лекарственные растения, а их кисловатые листья жители тропиков употребляют для приготовления салатов. Но бегонии знамениты не этим. Еще первых европейцев, попавших в тропические страны, бегонии поразили своей экзотической красотой. Теневыносливость, легкость вегетативного размножения, многообразие форм, обильное и продолжительное цветение - все это сделало бегонии начиная с 18 века излюбленными декоративными комнатными растениями. За это время любители - садоводы, а в наши дни и профессиональные селекционеры создали тысячи новых форм с самыми разными сочетаниями признаков. В культуре бегонии чаще всего размножают не семенами, а вегетативно - черенками, кусочками листьев. По способности к вегетативному размножению бегонии превосходят почти все известные нам растения. Эта способность развита настолько, что положенный на влажную землю лист бегонии, многократно перерезанный поперек его жилок, дает корни в местах поранения, закладывает стеблевые почки, и вскоре образуется большое число новых растеньиц. В лабораториях удается получить новые растения бегоний из мельчайших кусочков листа, содержащих всего несколько десятков клеток. В школе на уроках ботаники легко можно продемонстрировать на примере бегоний способность растений к вегетативному размножению. Класс - двудольные подкласс - розиды (Rosidae) порядок - гераниевые (Geranium) семейство - гераниевые (Geraniaceae) род - пеларгониум (Pelargonium). Так называемые герани, любимые многими комнатные растения, относятся к роду пеларгониум (Pelargonium). Большинство гераниевых - травянистые растения. Однолетние виды имеют тонкий стержневой корень, легко выдергивающийся из земли. Наземные стебли обычно прямостоячие. Листья гераниевых имеют прилистники и расположены поочередно или супротивно. Часто имеются листья прикорневые на длинных черешках и стеблевые, почти сидячие. У таких видов пластинка листа пальчато-лопастная, пальчато- или перисто-рассеченная. У некоторых видов листья цельные с зубчатым краем. Одним из характерных признаков является опущение растений простыми и железистыми волосками, последние выделяют эфирное масло, придающее характерный запах многим представителям гераниевых. Верхоцветные соцветия гераниевых в результате несимметричного развития их частей превращаются в производные зонтиковидные типы соцветий (пеларгониум). Цветки обоеполые, преимущественно актиноморфные, чаще 5-членные. У зигоморфных цветков пеларгониума задний чашелистик вытянут в длинную полую нектароносную шпору, приросшую к цветоножке. Венчик составлен из свободных лепестков, иногда неравных, когда 2 верхних лепестка отличаются по размеру и окраске от нижних трех. Тычинок чаще 10, расположенных в 2 круга так, что наружные тычинки находятся против лепестков, а внутренние - против чашелистиков. Только 3 наружные тычинки неразвиты. В основании внутреннего круга тычинок с наружной стороны находятся 5 нектарных железок в виде маленьких бородавочек. Гинецей из 5, реже из3-2 плодолистиков. Завязь верхняя, 5-лопастная. У крупноцветковых видов созревшая пыльца высыпается из пыльников на рыльце, лопасти которого еще плотно сомкнуты и не готовы к ее восприятию. Самоопыление здесь исключено. Перекрестное опыление осуществляется насекомыми: пчелами, шмелями, бабочками и мухами, которые, собирая нектар, скапливающийся в виде капли в основании каждого чашелистика, непременно касаются пыльников. У пеларгониума блестящего (P. Fulgidum) наблюдается орнитофилия. Плоды гераниевых - коробочка с остающимися чашелистиками, которая вскрывается особым образом. Вскрывание ее происходит путем отделения гнезд снизу вверх. Сначала отделяется нижняя, расширенная часть. Для многих видов герани характерно активное саморазбрасывание плодиков или семян (автомеханохория). Благодаря тому, что наружный слой клеток верхней части плодика высыхает скорее, чем внутренний, происходит сильное натяжение, и быстрое закручивание вверх этой части плодика, отчего семя с силой выбрасывается. Род пеларгониум (Pelargonium, около 250 видов) сосредоточен в основном в Каспийской области. Отдельные представители гераниевых приобрели широкую известность как полезные человеку растения. В странах Средиземноморья и в Крыму, Кавказе, Средней Азии культивируют в качестве эфироносного растения пеларгониум розовый (Pelargonium roseum) - сложный гибрид многих видов. Гераниевое масло, используется в парфюмерной, мыловаренной и пищевой промышленности, заменяя дорогое розовое масло. В комнатной и оранжерейной культуре благодаря крупным ярко окрашенным цветкам разводят так называемые зональные пеларгониумы - гибридные сорта, полученные от скрещивания двух видов пеларгониумов (P. Zonale и P. Inguinans). Особенно в прошлом веке были популярны благодаря своему запаху лимонные "герани" - гибриды пеларгониума душистого (P. Graveolens). В озеленении используют также ампельные сорта со свисающими стеблями, происходящие от пеларгониума щитовидного (P. Peltatum). [9,277-278] Герань - любимое растение наших бабушек, которые были более здоровыми и крепкими в молодости, чем мы сейчас. Есть сведения в печати, что герань повышает иммунитет у людей, находящихся среди них. Наверное, так оно и есть. Эти растения появились в школе в последние 2 года, сейчас их уже свыше 20 штук, и в 2002-2003 году в нашей школе не было массового заболевания гриппом. Пожалуй, самое любимое лекарственное и декоративное растение у нас - герань зональная. Пеларгония - так называют это растение ботаники - красивый травянистый куст с шаровидными зонтиками - листьями и крупными шапками соцветий разнообразной окраски: белыми, розовыми, ярко-красными. При хорошем уходе герань может цвести круглый год. Ей требуются солнечное место и достаточный полив, умеренный зимой (застоя воды она не переносит). Частых пересадок герань не любит, а на весеннюю обрезку отзывается обильным ветвлением побегов. Весной растение полезно держать на балконе или выносить в сад. Размножать герань можно черенками или семенами. Если у вас мало места, то в один горшок можно поместить черенки гераней разных окрасок, и тогда вы станете обладателем роскошного разноцветного букета. Герань не только прекрасный донор, всегда готовый поделиться с нами своей энергией, но и оберег, который защищает дом от бед и невзгод. Даже просто вдыхание запаха герани улучшает сон, приводит в порядок нервную систему. А потому иметь в доме герань очень полезно - особенно людям, страдающим неврастенией, бессонницей, гипертонией, сердечно-сосудистыми заболеваниями. Герань - незаменимое растение для семьи, в которой часто спорят, выясняют отношения и ссорятся по пустякам. Ее благотворное влияние позволит "притормозить" негативные эмоции, пока они не выплеснуты в пространство родного дома, а только начинают зарождаться. Герань способна нейтрализовать разрушительные энергии гнева и обиды, преобразовать их в доброжелательность и терпимость. Розовая герань больше подойдет для комнаты молодой девушки или одинокой пожилой женщины: она наполнит их жизнь положительными вибрациями радости и счастья. Красная поддержит здоровье и бодрость духа у людей средних лет и молодежи, а белая сделает более уравновешенными вспыльчивых мужчин и подростков. Для приема внутрь используется отвар и настой листьев и корней герани, причем наибольшей целебностью обладают растения с красными цветами. Листья и корни лучше всего запасать весной и осенью, во время обрезки растений. При депрессии, упадке настроения и сил садитесь рядом с геранью и любуйтесь на цветы утром и вечером по 10-15 минут. Зимой в целях профилактики острых респираторных заболеваний и эпидемий гриппа поставьте горшок с растением на рабочий стол или рядом с изголовьем кровати и дышите воздухом, пропитанным целебным ароматом При гастрите, колите, диарее: залить столовую ложку измельченных листьев стаканом кипятка, держать на слабом огне или на водяной бане 3-5 минут, настаивать час, процедить. Принимать по столовой ложке три раза в день за 15-20 минут до еды. При гипертонии, нервном возбуждении: залить чайную ложку корней растения стаканом кипятка, довести до кипения, настаивать 3-4 часа, процедить. Принимать по ? стакана два - три раза в день между приемами пищи. При фурункулах, ранах и язвах: 2 чайные ложки измельченных листьев герани залить стаканом кипятка, держать на слабом огне 6-7 минут, охладить и процедить. Используйте для обмывания пораженных мест и компрессов на них. При незаживающих трофических язвах приготовьте мазь: 2 части измельченных в кашицу свежих листьев смешайте с 3 частями детского крема или нутряного свиного жира. Смазывайте пораженное место ежедневно. Храните смесь в холодильнике не более недели. [10,6] Класс - однодольные (Monoetyledones) подкласс - лилииды (Liliidae) порядок - лилейные (Liliales) семейство - асфоделовые (Asphodelacese) род - хлорофитум (Chlorophytum) вид - хлорофитум хохолковый (C. сomosum). Наиболее известным родом трибы антериковых является хлорофитум. Он включает около 220 видов, большинство которых распространено в тропической Африке, 20 видов встречаются в Южной Африке, около 15 - на Мадагаскаре, по 1 - на юге Аравийского полуострова и на острове Сокотра, около 15 видов - в Индии, несколько видов - в Таиланде, Индокитае, на полуострове Малакка, в Южном Китае, Австралии и Тасмании. Виды хлорофитума преимущественно мезофильные растения, обитающие во влажных обычно тенистых местах. На востоке Южной Африки в субтропических вечнозеленых муссонных лесах обычен хлорофитум хохолковый, являющийся важным компонентом их травяного покрова. Это растение имеет довольно необычные облик, благодаря тому, что в его соцветии на верхушке цветоноса и боковых ветвей, а нередко и на других частях развиваются новые растения с розетками листьев и короткими корнями. При полегании цветоноса розетки укореняются, и таким путем у этого вида происходит быстрое вегетативное размножение. Хлорофитум хохолковый хорошо знаком читателям, так как он широко распространен в комнатной культуре. Виды хлорофитума - многолетние травы с ползучим корневищем, обычно тонким, но у концов часто клубневидно утолщенными корнями, с розетками листьев и с центральным простым или разветвленным цветоносом. Листья у хлорофитума от линейных мелкие, белые, реже зеленоватые цветки собраны в 1-6 цветковые пучки, расположенные в пазухе прицветников и образующие рыхлые или более или менее густые сложные кисти. Тычинки с крупными пыльниками, прикрепляющимися к нити основанием, при увядании изгибаются назад. Гинецей состоит из 3 плодолистиков. Цветет хлорофитум в течении всего года. Цветки в пучках раскрываются последовательно. Цветки опыляются пчелами, цветочными мухами и другими насекомыми, привлекаемыми пыльцой и нектаром. Несколько видов хлорофитума разводят как декоративные в комнатах и оранжереях. Из них наиболее распространен хлорофитум хохолковый, имеющий ряд культурных разновидностей, в том числе пестролистную форму с продольными белыми полосами. Это одно из наиболее распространенных растений в наших домах. Да, то самое травянистое растение с пониклыми стеблями. Его длинные линейные листья собраны в прикорневые пучки. Есть растения с беловатыми и желтоватыми полосками на листьях, с белой каймой по краям. Но это уже разновидности хлорофитума. Цветки у него мелкие, невзрачные, собраны в рыхлую метелку. После цветения на стеблях соцветий образуются пучки листьев с воздушными корнями. Эти розетки и придают особую декоративность растению. Хлорофитум хорошо очищает комнатный воздух. Американский ученый Билл Велвертон провел такой опыт: поместив в специальную плексигласовую камеру растение и накачав в нее газы, такие, как в воздухе квартир, ученый установил, что через сутки воздух в опытной камере был совершенно чистый. После проведения этого опыта он отметил: "по каким-то причинам хлорофитум ассимилирует вредные газы и очищает воздух лучше, технические устройства". Особенно "неравнодушен" хлорофитум к оксидам азота, тяжелым металлам; причем, чем хуже качество воздуха для человека, тем лучше для растения. 4-5 экземпляров хлорофитума на 10 кв. м помещения способны очистить воздух от примесей на 70-80 %. В школе на 2000 кв. м помещения находится 100 штук этих растений, значит, происходит очистка 200 кв. м помещения. Но этого мало для школы. Главный показатель, характеризующий экологическое благополучие или неблагополучие территории, - здоровье человека. Литературные данные исследований показывают, что на здоровье отрицательно сказываются повышенное загрязнение атмосферного воздуха, неблагоприятный шумовой режим и перенасыщение почв химическими веществами. Проведем анализ о посещаемости в период массовых заболеваний гриппом и ОРЗ (январь, февраль) за 3 года, за которые у нас в школе произошло резкое увеличение озеленения помещения (от 50 растений 7 видов до свыше 450 штук 30 видов). (приложение 7)
Hosted by uCoz
Для сравнения взяты данные за 3 года учащихся 6А, 6Б и 10А, 10Б.

Сведение о количестве пропусков занятий (приложение 4).

КЛАСС ГОД ПРОПУЩЕНО ДНЕЙ ПРОПУЩЕНО УРОКОВ
2001 148 756
2002 122 609
2003 79 410
2001 167 845
2002 153 803
2003 88 496
2001 192 1152
2002 212 1346
10А 2003 147 805
2001 256 1536
2002 139 832
10Б 2003 185 1092
Составлены диаграммы пропусков занятий учащихся 6-х и 10-х классов. (приложение 5,6) По данным видно снижение числа пропусков занятий, что может быть связано с улучшением экологии помещения школы, а именно с увеличением числа комнатных растений. Данное наблюдение вызвало вопрос, действительно ли это связано с озеленением, какие растения и в какой степени влияют на общее содержание бактерий в воздухе.

Исследование фитонцидной активности комнатных растений.

Роль комнатных растений в улучшении экологии помещения исследовалось через определение бактериальной загрязненности воздуха в учебных кабинетах. Для санитарно-гигиенической оценки воздуха определяют общее количество микробов, находящихся в 1 куб.м. воздуха. При исследовании воздуха закрытых помещений большое значение имеет способ выделения микроорганизмов из воздуха. В зависимости от принципа улавливания бактерий микробиологические методы исследования воздуха разделяют на седиментационные, фильтрационные и аспирационные. Аспирационный метод связан с применением аппарата Кротова, ПАБ, ПОВ - 1 и других аналогичных моделей. Конструкция аппарата основана на принципе ударного действия струи воздуха. Скорость протягивания воздуха 25 л/мин. Для определения общего содержания микроорганизмов пропускают 100 л воздуха. При отсутствии пробоотборников допускается производить исследования микрофлоры воздуха закрытых помещений методом седиментации (оседания) на чашку Петри с мясопептонным агаром для определения общей обсемененности воздуха в течение 10 минут. Посевы инкубируют при 37 С в течение 24 часов, после чего подсчитывают количество выросших колоний и производят пересчет на 1 куб. м. воздуха. Это проводится в соответствии с инструкцией по бактериологическому контролю качества проведения противоэпидемических мероприятий (приложение к приказу Комитета здравоохранения №420 от 17.08.98.). Мной был использован метод седиментации так как он проще в проведении, не требует применения приборов. Описание опыта. Исследования воздуха проводилось в учебное время в трех учебных кабинетах №9, 10,11, имеющих одинаковую площадь 48 кв. м., расположенных с южной стороны здания, одинаковая освещенность и температурный режим, типовая мебель. Исходя из литературных данных об уровне фитонцидности были выбраны растения из рода бегоний и пеларгониум (герани). За неделю до начала исследования была подготовка помещений: убраны комнатные цветы и помещены растения в соответствии с опытом. Варианты опыта: Кабинет географии - 20 растений герани Кабинет литературы - 20 растений бегонии Кабинет истории - контроль (растений нет, убраны за неделю до опыта). Растения были выбраны примерно с одинаковой зеленой массой. Определение фитонцидной активности проводилось по исследованию содержания бактерий в учебных кабинетах в дни с полной нагрузкой (6 уроков) и учащихся одних и тех же классов. Для проведения опыта в лаборатории СЭС были взяты 6 стерильных чашек с питательной средой (мясо - пептонный агар). Посев производился до занятий в 8:20 - 8:30 и после 6 урока до влажной уборке. После посева чашки завертывали в бумагу по отдельности, помещали в целлофановый пакет и отправлялись в лабораторию СЭС, где в течение 24 часов они выдерживались в термостате при 37 С. Через сутки подсчитывали число колоний в каждой чашке и умножая на расчетный коэффициент 80 определялось число бактерий в 1 куб. м. Виды бактерий не определялись. Они могли быть почвенными сапрофитами и бактериями, выделяемыми со слизистых оболочек детей.

Через неделю опыт был повторён.Данные опыта представлены в таблице.

.Результаты опыта №1.

ВАРИАНТ НАЛИЧИЕ РАСТЕНИЙ ПОСЕВ БАКТЕРИЙ ЧИСЛО БАКТЕРИЙ В 1М ВОЗДУХА
ДО ЗАНЯТ. ПОСЛЕ. ДО ЗАНЯТ. ПОСЛЕ.
КАБИНЕТ ГЕОГРАФИИ №9 ГЕРАНЬ 20 ШТ. 1 КОЛ. 4 КОЛ. 80 ШТ. 320 ШТ.
КАБИНЕТ ЛИТЕРАТУРЫ №10 БЕГОНИЯ 20 ШТ. РОСТА НЕТ 2 КОЛ. НЕТ. 160 ШТ.
КАБИНЕТ ИСТОРИИ №11 РАСТЕНИЙ НЕТ(КОНТРОЛЬ) РОСТА НЕТ 7 КОЛ. НЕТ. 560 ШТ.

.Результаты опыта №2.

ВАРИАНТ НАЛИЧИЕ РАСТЕНИЙ ПОСЕВ БАКТЕРИЙ ЧИСЛО БАКТЕРИЙ В 1М ВОЗДУХА
ДО ЗАНЯТ. ПОСЛЕ. ДО ЗАНЯТ. ПОСЛЕ.
КАБИНЕТ ГЕОГРАФИИ №9 ГЕРАНЬ 20 ШТ. РОСТА НЕТ. 3 КОЛ. НЕТ. 240ШТ.
КАБИНЕТ ЛИТЕРАТУРЫ №10 БЕГОНИЯ 20 ШТ. РОСТА НЕТ 2 КОЛ. НЕТ. 160 ШТ.
КАБИНЕТ ИСТОРИИ №11 РАСТЕНИЙ НЕТ(КОНТРОЛЬ) 1КОЛ. 6 КОЛ. 80 ШТ. 480 ШТ.

ВЫВОД:

комнатные растения обладают фитонцидной активностью, что проявляется в меньшем содержании бактерий в воздухе в кабинетах с комнатными цветами. Опыт показал, что бегония является хорошим фитонцидным растением и могут быть рекомендованы для озеленения так как обладают преимуществом перед геранями - отсутствием запаха. Общий уровень содержания бактерий низок, не превосходит допустимый уровень для лечебных учреждений: операционных и перевязочных.
Hosted by uCoz

Заключение.

В ходе проведенной работы, - исследована экосистема помещения школы - рассмотрены особенности экосистемы помещения в сравнении с природными экосистемами - определены источники загрязнения и ухудшения экологии помещения - установлена связь между озеленением школьного помещения и уровнем заболеваемости учащихся в зимний период - исследована фитонцидность растений рода бегоний и пеларгонией. Квартиры и различные учреждения - не только укрытие от неблагоприятных условий окружающего мира, но и мощный фактор, воздействующий на человека и в значительной степени определяющий состояние его здоровья. Поэтому для снижения уровня загрязнения помещений необходимо соблюдение условий: 1)увеличение числа комнатных растений 2) при подборе комнатных растений обращать внимание не только на декоративность растений, но и на фитонцидность для создания здоровой среды обитания 3) сведение до минимума использование химикатов 4) регулярная влажная уборка и проветривание. Данную работу можно использовать в пропаганде озеленения служебных и жилых помещений.
Hosted by uCoz

Приложение 1.2.3.

Схема Схема

Приложение 4.

Сведение о количестве пропусков занятий.

КЛАСС ГОД ПРОПУЩЕНО ДНЕЙ ПРОПУЩЕНО УРОКОВ
2001 148 756
2002 122 609
2003 79 410
2001 167 845
2002 153 803
2003 88 496
2001 192 1152
2002 212 1346
10А 2003 147 805
2001 256 1536
2002 139 832
10Б 2003 185 1092

Приложение 5.

Диаграмма пропусков учебных дней 6А И 6Б классов.

Диаграмма

Приложение 6.

Диаграмма пропусков учебных дней 10А И 10Б классов.

Диаграмма

Приложение 7.

График роста числености растений в школе .

График
Картинка
Картинка
Картинка
Картинка
Картинка
Картинка
Картинка
Картинка
Картинка
Картинка
Картинка
Картинка
Картинка
Картинка
Картинка
Картинка
Картинка
Картинка

Досвидания!!!

Hosted by uCoz